Особо охраняемая природная территория в Феодосии выглядит непривлекательно

Опубликовано: 15-03-2019 Раздел: Новости KAFA Источник: Элеонора Ищенко на kafanews.com  600
Проблему состояния одной из природных достопримечательностей региона была поднята феодосийцами в социальной сети. Речь идет об озерах Ачи и Камышинский луг, расположенных севернее поселка Приморский.

Современное состояние

Житель Феодосии решил совершить прогулку на особо охраняемый природный объект, и обнаружил, что территория выглядит подобно свалке.

 

<>

- Это и есть «Камышинский луг»?! Приглашаю на экскурсию природоохранные органы Феодосии и Приморского!, - высказался феодосиец.

Природоохранный статус

О том, что в районе Приморского озера Ачи и Камышинский луг  являются особо охраняемыми природными территориями, знают далеко не многие. 28 ноября 2017 года постановлением Совета министров Республики Крым № 634 эти объекты получили статус  государственного природного заказника регионального значения.

Согласно постановлению, заказник создан для сохранения в природном состоянии сохранившихся ландшафтов соленых озер, охраны и воспроизводства дикорастущих лекарственных, редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных, мест гнездования птиц.

Заказник находится в ведении Министерства экологии и природных ресурсов Крыма, а также Управлении особо охраняемыми природными территориями Крыма.

Общая площадь особо охраняемой территории составляет чуть более 1043 га. При этом, заказник состоит из двух обособленных участков. Южной частью является озеро Камышинский луг площадью около 472 га. Северная часть в виде озера Ачи общей площадью чуть более 570 га разделена между городским округом Феодосия и Кировским районом. Озеро Ачи занимает котловину, возникшую на месте действовавших здесь грязевых вулканов, и представляет собой бессточную тектоническую впадину.

Из истории озера

Приморчане называют луг Камышан­ским или Коясанским. До 2014 года урочище «Камышинский луг» было учтено в «Ведомости наличия прудов по бассейнам рек в Феодосийском регионе», а также в пояснительной записке к Генеральному п­лану Приморского. Отмечалась, что водная поверхность, местами заросшая камышом, расположена в северной части поселка. Заболоченная местность имеет глубину пре­имущественно 0,1–0,5 м, иногда – до метра.

В пояснительной записке сообщалось, что урочи­ще является источником подтопления территории поселка, так как расположено на более высоких абсолютных отметках, и требует инженерных гидротехнических мероприятий по организации его гидроизоляции. Причиной процессов подтопления, развитого преимущественно в приморской части, являются искусственные перекрытия путей естественного стока грунтовых вод. Тогда же отмечалось, что усугубление ситуации накопления вод в урочище Камышинс­кий луг происходило за счет неорганизованных сбросов стоков птице­фабрики, расположенных на более высоких отмет­ках. Указывалось на необходимость обеспечения открытия всех путей естественного стока грунтовых вод в будущем.

Генпланом поселка Камышинский Луг был рекомендован к использованию в рекреацион­ных целях, особенно для любителей рыбалки. Однако в этих целях требовалось произвести его расчистку и благоустройство.

А на картах второй половины ХIХ века на месте луга можно было найти болото под названием Тюреке, а севернее него находилась одноименная татарская деревня – Тюреке. Предполагается, что деревня была оставлена местными жителями во время Крымской войны.

Старожилы поселка столетием позже вспоминают, что в  1960-х годах луг пересыхал в летнее время, зато из-за воды становился непроходимым зимой:

- На летних каникулах мы, мальчишками, переходили луг запросто. А ходили, обычно, на поле боя собирать патроны с порохом – в места у горы Окопной и далее – к Коясану. Мальчишки любили играть в футбол на идеально ровном, высохшем поле луга. Пересохший луг всегда пах устойчивым болотным запахом – так сегодня пахнет болото в Ближних Камышах. Об этом же вспоминает наш ветеран, фронтовик И.М. Сколубин – он вместе с другом П.Е. Синниковым охотился в тех местах с 1952 года.

Луг имел огромное значение в экологической системе поселка и всего Восточного Крыма. Местные жители подмечали, что в начале каждой весны в нем размножались травяные лягушки, а в конце весны или в начале лета тысячные полчища лягу­шат отправлялись к местам постоянного обитания – в балки, пруды и озера вокруг. А потому тогда не было бесчислен­ных стай комаров.

В то же время, приморчане рассказывают о том, как началась гибель луга:

- В 60-х годах построили мощ­нейшую птицефабрику имени Кирова. С южной сто­роны фабрики соорудили чеки для сушки отходов. Вроде соблюдали технологию и охраня­ли природу. Но, это был Кировский район, чужаки для феодосийского поселка. Мы не обращали ни­какого внимания на многочисленные птицефермы. У них – цыплята и диетические яйца, у нас – летающие корабли, космическая программа и испытания супервертолетов, ракет. А поссовет при советской власти был ручным, был, как бы, цехом при Заводе. Генеральный директор определял все в поселке. Руководите­ли поселка в Приморском ничего не решали. Гене­рал ЛИЦа – на Башне, генеральный директор ФПО «Море» – внизу. В 90-х довелось мне пойти на маевку на запад от поселка. Жена – в новой, красивой обуви. Дочка тоже приоделась. А захотелось мне пройти между птичником и лугом, посмотреть, что там творит­ся. Пошли – столько слез я у моей жены не видел никогда: мы попали в настоящее царство птичьего навоза! По щиколотку, по колено в зловонии и в жиже! Все это стекало в Коясанский луг. Десятками или сотнями тонн. С дождями и лив­нями – все в Луг! Все мы помним так называемый «запах птичника», который десятилетиями накры­вал Приморский со стороны кладбища. На фото птичника со спутника явно видны следы десятилет­них сливов в виде впадающих в воду ручейков. А затем завод «Море» построил на берегу луга канализационно-очистные сооружения. Все аварийные сливы подразуме­валось сбрасывать опять же в многострадальный Коясанс­кий луг. В новое время таких сливов не было…

Местные жители вспоминают, как на месте луга в 80-х годах появилось озеро. Эта история связана со строительством Фронтового водо­хранилища и приходом в него в 1978 году Днепровкой воды. Спустя время трубопровод, ведущий в Феодосию, дал течь. В результате, началось подтопление луга, а затем и поселка.

- Осо­бенно, это было заметно в Дальних Камышах. До этого дома в деревне строили без фундаментов, существова­ла особая система прудов и ставков, скапливающих грун­товые воды. Водопровод тек до 2011 года, и Камышинский луг превратился в настоящее озеро, - отмечают старожилы.

Жизнь в озере преобразилась – в нем появились караси, черепахи, стали гнездиться редкие пе­релетные птицы, в том числе, розовые фламинго, окружили заросли тростника и камыша. В 2011 году газеты сообщали о появлении на лугу ро­зовых пеликанов.

- Сейчас местные рыбаки вспоминают, что постоянно видели выходящие из глубины пу­зырьки то ли воздуха, то ли газа. Может быть, это был болотный газ. Может быть, это была актив­ность грязевых вулканов в районе луга, - предполагают местные жители.

В 2011 году течь из трубы от Фронтового водо­хранилища заделали. Из-за засушливых 2012 и 2013 годов  давно уже не луг, а озеро, начало резко пересыхать, и возвращаться в свой первоначальный вид.  

 Вымерли десятки тонн рыбы, сотни тонн водорослей, стал засыхать тростник. Ночами твердая пересохшая корка по­верхности луга становилась мягкой, прорывалась от разности температур, прорывалась то ли от болотных, то ли – вулканических газов. В итоге, весь поселок накрывало зловоние. Приморчане, особенно жители Гагаринского района, живущие рядом с лугом, пе­режили неприятное лето. Начались жалобы, поползи слухи о том, что запах распространяется от ассенизаторских машин, которые едут к лугу чуть ли не из Коктебеля.

Летом 2013 года после многочисленных жалоб приморчане организовали на Гагаринском массиве сход граждан и потребовали от поселкового головы решения вопроса резкого ухудшения состояния атмосферного воздуха в Приморском. Совершали обходы и осмотры луга, приезжали сотрудники Керченской межрайонной природоохранной прокуроры, Государственной экологической инспекции в АР Крым.

- Все мы убедились в источнике запаха – он шел от пересохшего ила Луга. Корка протыкалась легко палкой прямо у бывшего берега, а на палке остава­лись следы зловонного черного ила, - вспоминали жители.

Государственная экологическая инспекция в АР Крым  20 августа 2013 года выявила, что стойкий запах сероводорода появился из-за процесса разложения микроорганизмов, начавшийся вследствие устоявшейся жаркой погоды. При обследовании границ водоема на предмет выявления мест слива фекалий из ассенизаторских автомобилей следов подобных загрязнений, как и каких-либо труб, сливающих стоки в луг, не было обнаружено. В то же время, жители поселка совместно с представителями поселкового совета обнаружили многочисленные признаки сливаемых ранее нечистот.

 Инспекция также не выявила нарушений в районе канализационно-очистных сооружений и во­доема-накопителя, который дренирует через дамбу в Камышанский луг. По мнению ведомства, периодичность появления запаха сероводорода в районе 2-х часов ночи обусловлена пиком понижения ночной температуры воздуха и, как следствие, распространением испарений исходящих из болотистой поверхности луга.

В то же время, результаты измерений показателей состава и свойств грунтов урочища Камышанский луг выявили превышения показателей со­держания хлоридов, аммония и нитратов. Таким образом, инспекция предпо­ложила, что причиной появления запаха сероводорода, исходящего из урочища, является отсутствие воды, которая была долгие годы своеобразным буфером. В ней растворялись газы, образовавшиеся в результате гниения ила водоема.

Свою оценку ситуации дал Республиканский комитет по охране окружающей природной среды:, который подтвердил повы­шенное содержание нитратов вследствие давнего загрязнения водоема и дна Камышин­ского луга. Что касается повышенного содержания хлоридов, комитет признал это характерной чертой района поселка Приморского, богатого соляными озерами.

Ожидая решения проблем состояния луга, приморчане отмечали, что природа имеет свойство самовосстановления:

- Запах, конечно, со време­нем прекратится. Луг вылечит себя сам с помощью бактерий, микроорганизмов, с помощью тростника и камыша. На это надо время. Если заглянуть болоту, лугу или озеру в душу, можно увидеть сильное, гармоничное и самодоста­точное сочетание двух элементов бытия, двух сти­хий – земли и воды. И в любом болоте тоже воз­можна жизнь, мрачной жизненной красоты. А в озере, в которое превратился наш Луг, и в соленом озере, как наш Аджиголь, биологические сообщес­тва играют очень важную роль в равновесии живой и неодушевлённой природы мира. Ни осушать, ни затапливать, ни засыпать их, ни в коем случае, нельзя. Жаль, что люди поздновато это начинают понимать.

С того периода, когда люди вспоминали о ранах своего луга, прошло больше пяти лет, и за это время он стал природным заказником. Но охраняется ли на самом деле его природа и какой будет судьба озер Ачи и Камишинский луг – вопросы, на которые пока нет ответа.

В статье использованы материалы публикации Михаила Облетова в информационном листке «Приморский вестник».


Комментарии

Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников - имеют обратную ссылку на материал в интернете или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам. Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет.